MVP: как создать продукт с минимальными рисками и затратами

Прежде чем выпускать продукт на рынок, необходимо протестировать его на первых пользователях. Рассказываем, как в этом помогает MVP.

Что такое MVP?

MVP — Minimum Viable Product — это продукт с минимально необходимым набором функций, который позволяет проверить жизнеспособность бизнес-идеи.
Главная цель — быстро выйти на рынок с минимальными затратами, получить обратную связь от пользователей и доработать продукт.
Minimum Viable Product — не прототип. Минимально жизнеспособный продукт содержит только самую необходимую функциональность, но он не должен быть сырым или примитивным. Свою основную функцию должен выполнять как можно лучше.

Почему это важно? 5 ключевых преимуществ.

Согласно исследованию CB Insights , в 42% случаев причиной провала стартапа становится отсутствие рыночного спроса. Почти в половине случаев предприниматели тратят месяцы и даже годы работы лишь затем, чтобы осознать, что гипотеза была ошибочной, и никто не заинтересован в их продукте.

Каким должен быть хороший MVP

  1. Проверка гипотез — MVP помогает понять, нужен ли ваш продукт рынку
  2. Экономия ресурсов — разработка MVP в 5-10 раз дешевле полноценного продукта
  3. Привлечение инвестиций — проекты с подтверждённым спросом получают финансирование в 3 раза чаще
  4. Быстрый старт — выход на рынок за 1-3 месяца вместо 1-2 лет
  5. Гибкость — возможность оперативно вносить изменения на основе обратной связи

5 ключевых преимуществ:

Ценный для клиента

Минимально жизнеспособный продукт должен иметь ценность для своей аудитории, выполнять важную для пользователей функцию.

Например, MVP маркетплейса Wildberries представлял собой интернет-магазин, в котором можно было купить зарубежную одежду с меньшей наценкой, чем обычно. Таким образом, он удовлетворял важную потребность целевой аудитории — желание одеваться стильно и недорого. Это помогло Wildberries стать одним из самых популярных маркетплейсов страны.
MVP не должен быть «сырым» продуктом с большим количеством багов и ошибок. Это оттолкнет покупателей и не позволит понять реальный уровень спроса. Вывод на рынок некачественного решения также несет в себе репутационные риски.

Лучше разработать простой, но надежный продукт с базовым набором функций, который будет работать хорошо и без сбоев.

Простой, но качественный

С понятным и привлекательным дизайном

Приятный дизайн и удобство работы сервиса — это базовые требования, которые покупатели предъявляют ко всем продуктам на рынке. MVP тоже должен им соответствовать.

Поэтому при реализации вашего приложения или сайта отдельное внимание стоит уделить UI/UX-дизайну. Ведь непривлекательный внешний вид или запутанный интерфейс может оттолкнуть пользователей, что в свою очередь исказит результат проекта.
Приятный дизайн и удобство работы сервиса — это базовые требования, которые покупатели предъявляют ко всем продуктам на рынке. MVP тоже должен им соответствовать.

Поэтому при реализации вашего приложения или сайта отдельное внимание стоит уделить UI/UX-дизайну. Ведь непривлекательный внешний вид или запутанный интерфейс может оттолкнуть пользователей, что в свою очередь исказит результат проекта.

С понятным и привлекательным дизайном

Успешность идеи во много зависит от того, насколько правильно был составлен MVP. Вот несколько распространенных ошибок, которых стоит избегать при запуске тестовой версии продукта:

  • Слишком много функций. Если MVP выполняет не одну-две важных для клиента функции, а значительно больше, то проверить востребованность такого продукта будет сложно.
  • В продукте нет ценности для клиента. Если главная функция выбрана неправильно и она не важна для пользователей, то успеха не будет.
  • Аудитория выбрана неверно или слишком размыта. Продукт «для всех и для каждого», вероятнее всего, не будет иметь успеха. Кроме того, его сложно продвигать.
  • Плохой UX-дизайн. Непонятный и запутанный интерфейс, скорее всего, оттолкнет потенциальных пользователей.
  • Метрики успешности выбраны неправильно. От того, какую цель вы себе поставили, зависит, как будет оцениваться результат. Лучше всего сравнивать свои показатели со среднерыночными значениями, но при этом делать поправку на то, что продукт тестовый.
  • Собрано мало обратной связи. Чем больше комментариев вы соберете, тем более объективную картину получите. Иначе маркетинг компании не поймет, что нужно добавить в продукт, чтобы он удовлетворял клиентов.‍
  • Перфекционизм и желание все довести до идеала. При создании MVP стоит придерживаться золотой середины между качеством работы и трудозатратами, которые необходимы для создания модели.
Для создания успешного MVP в первую очередь изучите предложения конкурентов: какие аналогичные продукты уже есть на рынке, их сильные и слабые стороны. Затем четко сформулируйте, чем ваше предложение будет отличаться от них. Это может быть решение задачи клиента новым удобным способом, скорость работы или какие-то другие параметры качества. Нужно найти незанятую нишу или незакрытую потребность клиентов.

К примеру, сервис «Самокат» доставляет людям продукты за 15 минут. Пользователи при этом выбирают из ограниченной подборки товаров, но зато получают их очень быстро. Такая скорость возможна благодаря собственной сети складов в каждом крупном районе города. Это важное конкурентное отличие, которое выделяет «Самокат» среди других компаний.

Этап 1. Оценить рынок и конкурентов

Этап 2. Изучить аудиторию

Для разработки качественной модели нужно также пообщаться с представителями вашей аудитории и узнать, с какими проблемами они сталкиваются, и как их решают. Подробно опишите людей, которые потенциально смогут воспользоваться вашим продуктом. Выделите ядро аудитории — самую целевую группу клиентов.
На основе полученной информации опишите полноценный продукт и затем выделите в нем ключевые и дополнительные функции. Определите главную опцию, которую будет выполнять MVP. Она должна решать самую большую проблему пользователей и при этом выгодно отличаться от конкурентов.

Этап 3. Сформулировать главную задачу и функционал MVP

Этап 4. Выбрать тип MVP и определить критерии успеха

Выберите модель MVP, которая больше всего подходит именно к вашему случаю. Определите критерии, по которым вы будете оценивать результат. Вот список вариантов:

  • количество скачиваний приложения;
  • количество заказов продукта, доход от проекта;
  • сумма оплат при краудфандинге;
  • стоимость привлечения одного клиента;
  • время, проведенное на сайте или в приложении;
  • NPS — индекс удовлетворенности пользователей, который показывает, как часто вас рекомендуют;
  • коэффициент оттока и другие маркетинговые метрики проекта.

Определите для этих критериев планку, выше которой продукт будет считаться востребованным, а идея — успешной. Продумайте, какими еще способами можно будет получить комментарии пользователей об особенностях вашего проекта.
Создайте минимально жизнеспособный продукт и выпустите его на рынок. Отслеживайте реакцию клиентов и собирайте все пользовательские комментарии, сообщения и отзывы. Важно анализировать и положительный, и отрицательный опыт. Он пригодится при разработке финального решения.

В некоторых случаях компании выпускают несколько последовательных MVP, чтобы проверять разные гипотезы.

В зависимости от результатов MVP компания принимает решение: доработать продукт и развивать проект или закрыть его. Если MVP оказался успешным, то можно постепенно добавлять новые опции и увеличивать функциональность, чтобы получить полностью готовый продукт.

Этап 5. Выпустить MVP и получить обратную связь

Как разработать MVP

Основные ошибки при создании MVP

Основные причины закрытия стартапов (данные CB Insights)
Made on
Tilda